Тема педагогического опыта:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Мир, окружающий ребёнка –
это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума».
( В.А.Сухомлинский )
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе, к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания ребёнка является формирование у него осознанно - правильного отношения к окружающим природным явлениям и объектам. Осознанно – правильное отношение детей к природе строиться на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знаний приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязи внутри природных сообществ. Дать знания в процессе общения ребёнка с природой, обеспечить понимание им конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, а также формировать умение оценить явление и адекватно реагировать на него – это работа воспитателя.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Для плодотворной реализации образовательной деятельности в развитии у дошкольников знаний в экологическом направлении необходимо не только иметь программы, разработать конспекты занятий, дидактических игр и др., но так же необходимо создавать в детских дошкольных организациях условия для практического применения полученных детьми знаний, умений и навыков. Недостаточно создано уголков экспериментирования, нет возможности организации знакомства детей с лесом, рекой, озером как с экосистемой, отсутствие кабинета природы, зимнего сада, теплиц.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
8. Наглядное приложение.
Для проведения работы по экологическому развитию дошкольников в детском саду я предлагаю материалы в разнообразных формах: конспекты по образовательной деятельности, консультации для педагогов и родителей, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, которые помогают более эффективно проводить данный процесс.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Игровое занятие по экспериментированию во второй младшей группе
«Экологическое воспитание детей в семье» (консультация для родителей)