Четверг, 31.07.2025, 21:40

   
           

Главная Регистрация Вход  Выход 
Сведения об организации 
День за днем
Методкабинет
Профсоюз

Достижение  цели  и  задач  системы  экологического  воспитания  предусматривает  соблюдение  принципов:  систематичности,  сезонности,  возрастной адресованности, интеграции,  преемственности,  взаимосвязи  с  семьёй. Специально  организованные  занятия  рекомендуется  проводить  с  1-й  младшей  группы. Работа  по  данному  направлению  осуществляется  также  в  процессе  наблюдений,  целевых  экскурсий,  чтения  художественной  литературы,  различных  игр,  трудовой  и  продуктивной  деятельности.  Систематическое и последовательное ознакомление с  окружающим  миром  развивает  речь,  память,  мышление,  воображение  и  способствует  всестороннему  развитию  ребёнка. В  каждой возрастной  группе  осуществляются  определённые  задачи  ознакомления  детей  с  природой.  Они предусматривают  постепенное  усвоение  ребёнком  природоведческих  знаний. Детей младшей группы можно знакомить  с  растениями,  животными,  явлениями  неживой  природы,  учить  выделять  некоторые  признаки  растений (окраска  листьев,  цветов),  движения  и  голоса  животных,  подводить  к  первичным  наглядным  связям   и  обобщениям (рыбка  плавает  в  воде).  При этом  у детей  совершенствуются  анализаторы (зрительный,  слуховой  и  др.),  развиваются  внимание  и  интерес  к  наблюдаемым  объектам,  формируется  доброжелательное  отношение  к  ним. У детей среднего  возраста  можно  формировать  представления  о  предметах  и  явлениях  природы,  с  которыми  они  постоянно  сталкиваются  в  жизни,  подводить  их  к  установлению  таких  связей,  которые  дети  могут  познать  в  процессе  предметно-чувственной  деятельности  на  занятиях,  в  игре  и  отразить  их  в  форме  конкретных  представлений. Дети учатся наблюдать, выделять отдельные  признаки  растений,  животных,  определять  их,  пользуясь  сенсорными  эталонами (цвет,  форма,  величина),  сравнивать  объекты  и  классифицировать  их  по  внешним  признакам. В процессе усвоения знаний  у  детей  образуются  более  высокие  формы  познавательной  деятельности:  от  наглядно-образного  уровня  познания  дошкольники  способны  подойти  к  установлению  причинно-следственных  отношений. К пяти годам  у  детей  формируется  высшая  форма  наглядно-образного  мышления. Они могут усваивать  обобщённые  знания,  что  способствует  возникновению  представлений,  отражающих  закономерности,  происходящие  в  природе. Дети в этом  возрасте  способны  выделять  характерные  особенности  строения  растений,  животных  и  устанавливать    их  зависимость  от  условий  существования. К концу  дошкольного  возраста  у  детей  должна  быть  развита  элементарная  форма  логического  мышления: способность  к  анализу  и  синтезу,  умение  выделять  индивидуальные  и  общие  признаки  растений  и  животных,  делать  обобщение (обобщать  различные  группы  животных  по  признакам  питания,  добывания  пищи,  движения,  места  обитания  и  т.д.). Детей  необходимо  подводить  к  выводу,  что  явления  природы  обусловлены  естественными  причинами (изменения  в  жизни  растений    и  животных  зависит  от  солнца,  света  и  тепла).

     Свою  работу  педагогу  целесообразно  начать  с  изучения  методической  литературы.  После  отбора  образовательного  содержания  можно  составить  перспективный  план  проведения  занятий  с  детьми.  Для  более  успешного  усвоения  материала  целесообразно  использовать  такие  формы  работы,  как  интегрированные  занятия,  опытническая  и  экспериментальная  деятельность,  просмотр  видеофильмов,  телепередач,  прохождение  специально  разработанного  индивидуального  экологического  маршрута,  организация  «экологической  тропы», проведение  экологических  праздников. После разработки  перспективного  плана  педагогу  необходимо  продумать методы и приёмы, используемые на занятиях. Наиболее   традиционные из них – беседа,  рассказ,  чтение  художественной  литературы,  поручения  и  задания;  нетрадиционные – проблемно-поисковые  вопросы,  опыты  и  эксперименты,  проблемные   ситуации.   С  учётом  образно-наглядного  характера  мышления  дошкольника  педагог  выбирает  способы  подачи  тем  занятий – образные,  наглядные.  Так,  младшим  дошкольникам  тема  даётся  целостно,  обобщённо - образно,  без  акцента  на  детали,  без  подробного  анализа,  большое  внимание  уделяется  красоте,  сути  предмета  или  явления,  общему  впечатлению.  Старшим  дошкольникам  даётся  возможность  больше  мыслить,  анализировать,  находить  причинно-следственные  связи,  рассматривать  явление  и  предмет  в  его  многообразии  с  разных  сторон.  Для  них  уточняются  и  усложняются  задачи.  Например,  при  изучении  темы  «Домашние  птицы»  для  младшего  возраста  педагог  ставит  задачи:  расширять  знания  о  домашних  птицах,  показать  их  характерные  особенности,  учить  проявлять  заботу  о  птицах.  Для  старшего  возраста  задачами  будут:  знакомить  с  домашними  птицами,  их  внешним  видом, повадками,  особенностями  питания,  способами  передвижения;  дать   представления  об  уходе  за  домашними  птицами;  развивать  умение  составлять  описательные  рассказы,  выстраивать  экологические  цепочки.                                                                    

Занятия  по  экологическому  воспитанию  традиционно  проводятся  как  в  групповом  помещении,  так  и  на  участке  детского  сада.  В  утренние  и  вечерние  часы  осуществляется  индивидуальная  работа  по  освоению  детьми  экологических  знаний.  Такая  работа  проводится  в  уголке  природы  или  рядом  с  полочкой  дополнительной  информации,  где  в  зависимости  от  изучаемой  темы  выставляется  набор  книг,  иллюстраций,  природных  объектов.  Во  второй  половине  дня  организуются  игры  с  детьми  экологической  направленности:  дидактические - («Съедобное – несъедобное», «Чудесный  мешочек», «Детки  на  ветке», «Когда  это  бывает?»),  подвижные («Коршун  и  наседка»,  «Совушка», «Волк  во  рву»),  сюжетные - («Овощной магазин», «На огороде»). Для  достижения   положительных   результатов   педагогу  важно  создать  доброжелательную  обстановку  в  группе.  Этому  помогает  контакт  с  родителями,  которых  педагог  знакомит  со  своей  работой  по  экологическому  воспитанию  детей,  пропагандирует  важность  этой  работы  для  развития  личности.  Осознав  пользу  и  эффективность  деятельности  педагога,  родители  охотно  помогают  ему,  выполняют  просьбы  и  рекомендации.

Технология  опыта  заключается в:                                                                                  

  - определении  целей  и  задач  работы  по  ознакомлению  дошкольников  с  природой;                                                                                                                      

- разработке  системы  планирования НОД;                                     

- нахождении  и  использовании  новых  методик  и  содержания  работы  с  детьми, родителями;                                                                                                                    

 - поиске  эффективных,  оптимальных  для  себя  приёмов  работы  с  детьми, родителями;                                                                                                    

- прогнозировании,  определении   и  анализе  результатов.

Архив
Родителям
Странички специалистов
Игротека
Полезные ссылки
Гостевая книга




      Российское образование Единое окно доступа к образовательным ресурсам     ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. ДЕТИ

МИНОБР РФ          

Р. Мордовия Г. Ковылкино
Структура сайта разработана в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации".
Сайт управляется системой uCoz