Применение данного опыта способствует формированию разносторонне развитой личности ребёнка полной сил и жизненной энергией.
Данное описание опыта работы по экологическому развитию представляет систему деятельности воспитателя детского сада по экологическому развитию и воспитанию дошкольников. Система включает в себя такие основные этапы, виды и формы педагогической деятельности воспитателя как, осознание актуальности темы, анализ условий, определение целей и задач, создание образовательной среды, разработка технологии, планирование деятельности, осуществление работы с детьми и родителями, выявление результатов. Данная система может быть оптимально интегрирована в образовательный процесс детского сада без увеличения нагрузки на детей и педагогов.
Рекомендации - важнейшие из них следующие:
1) Обучение навыков природопользования должно идти под руководством педагогов.
2) Воспитание основ экологической культуры должно начинаться с дошкольного возраста.
3) Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение.
4) Обучение должно обеспечивать не только усвоение основных теоретических положений, но и умение конкретизировать важнейшие исходные отношения с помощью примеров.
5) Особое внимание при подготовке воспитателей к формированию экологической культуры дошкольников уделять специальной работе по организации основных форм экологической культуры – это лекции, дискуссии, беседы на темы экологического образования.
6) Формирование личности начинается с раннего возраста, в семье. В отрыве от семьи невозможно воспитывать положительно нравственные качества у ребенка. Результаты работы по формированию экологической культуры будут лучше, если будет проводиться слаженная работа с родителями. Родители должны активно участвовать в экологическом воспитании детей, использовать средства народной педагогики, которые были накоплены ими в течении жизни, передаваемые по наследству.
7) Необходимо с родителями проводить лектории, дискуссии, диспуты для расширения их кругозора в свете экологической культуры.
Результатами работы в данном направлении можно считать:
- для детей: уровень знаний, умений и представлений, превышающий
требования образовательного стандарта, сформированность ценностных ориентиров личности, развитость познавательных процессов, устойчивый интерес;
- для родителей: повышенный уровень компетентности в данной сфере;
- для воспитателя: создание активно- действующей системы.