На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Актуальность данной проблемы очевидна. Здоровье человека - первостепенная жизненная ценность. Формирование здоровья всегда являлось одной из самых актуальных проблем нашего общества. Поэтому охрана и укрепление здоровья детского населения является одной из важнейших задач государства. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Поэтому я поставила перед собой цели: сохранение и укрепление здоровья детей; формирование понимания необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учить быть здоровым и вести здоровый образ жизни.
Концептуальность направления выражена в методах и принципах моей работы:
· систематическое изучение наиболее вероятных причин ухудшения здоровья;
· целенаправленное изучение правил, норм сохранения своего здоровья в детском саду, дома, на улице, в лесу;
· принцип креативности¸ позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в данной области у ребенка на базе уже имеющихся знаний;
· принцип гуманизации: во главу опыта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
Новизна работы позволяет заинтересовать детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью.
Теоретическую основу опыта составляют многочисленные исследования известных авторов И.И. Брехмана, М. Л.Лазарева.
«Воспитание здорового поколения – стратегическая задача России». В.В.Путина
При организации своей работы я опираюсь на опыт ведущих специалистов: С.А. Козлова «Я – человек» Парциальная программа, А.И. Иванова « Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек», И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», И.И. Брехман «Валеология – наука о здоровье».
Ведущая педагогическая идея опыта – разработка концептуальной модели здоровья детей, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена – семьи и дошкольного образовательного учреждения и школы. Это направление является приоритетным в системе валеологического воспитания.
Для достижения оптимальности и эффективности средств воспитания детей в русле ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, соблюдение норм и правил сохранения здоровья я организовываю совместную деятельность и педагогов, и родителей, и медицинских работников.
Ожидаемые результаты данного опыта:
· повышение у детей уровня знаний о здоровом образе жизни;
· становление готовности детей самостоятельно решать здоровьесберегающие задачи, задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения;
· создание необходимых условий для организации деятельности по укреплению и сбережению здоровья детей в ДОУ;
· координация деятельности по охране здоровья и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменения отношения родителей к данной проблеме.
Результативность опыта очевидна. Проведенная мною работа дает положительные результаты. У детей активизируется словарный запас, появляется интерес и расширяются знания о формировании здорового образа жизни и окружающей действительности. Благодаря полученным знаниям дети становятся увереннее в себе и в своих силах; получают представления о здоровом образе жизни; осознают важность гигиенической и двигательной культуры; приобретают знания о здоровье и средствах его укрепления, а так же вырабатываются практические навыки безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях; формируется потребность в соблюдении здорового образа жизни.
С данной проблемой я неоднократно выступала перед родителями, на педагогических советах, показывала мастер-классы по данному направлению, проводила круглый стол, делилась опытом в интернете: на сайте детского сада, www.maaam.ru, www.o-detstve.ru; в газете «Голос Примокшанья» Ковылкинского муниципального района.
Данный опыт пропагандировала на муниципальном уровне всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2010» и заняла 3 место.
Участвовала в III Всероссийском конкурсе «Моя педагогическая инициатива» в 2013 году. За работу «Занятие по валеологии в ДОУ «Кожа и ее свойства»» награждена дипломом.
Итогом проделанной работы по данной проблеме стало мое участие в 2013 году в конкурсе «Новое в образовании» с проектом «Создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды для детей старшего дошкольного возраста». Я являюсь победителем данного конкурса.
В своей работе в данном направлении я применяю различные формы: даю детям элементарные знания о человеческом организме, учу самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь, правильно выбирать только полезное для здоровья и отказываться от всего вредного. Для этого я даю детям элементарные знания в доступной для них форме и практически их закрепляю.
Мною было разработано перспективное планирование, конспекты открытых занятий по данной теме. Создан функционирующий кружок «Неболейка».
Конспект занятия по валеологии для детей старшей группы детского сада "Кожа и ее свойства"