Проблема экологического воспитания дошкольников относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании», «Указ президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», «Обращение Президента к Федеральному собранию» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения и необходимости экологического образования с дошкольного детства. Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. В «Концепции дошкольного воспитания» указывается, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
Задачи экологического воспитания:
- научить детей мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее.
- воспитать в детях способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.
Человек, невидящий красоты природы, хуже, чем слепой; у него слепота души, а от того, у кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому мы стремимся во время заметить и поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни.
Если мы, взрослые, сумеем показать и
объяснить малышам красоту и самоценность
живой и неживой природы, если дети поймут, что полноценных эмоциональных заменителей живого не существует, если будем терпеливы и
внимательны к десяткам детских вопросов – будущее не покажется нам безнадежным.
Главное – помочь ребенку увидеть мир,
пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и
зажечь огонек творчества и радости
жизни.