Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы.
Актуальность выбранной
темы определяется тем, что у детей снизился интерес к чтению. Уже в дошкольном
возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов,
компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Государство уделяет большое внимание проблемам культурного развития общества,
как следствие, повышаются требования к формированию «талантливого читателя», воспитанию культурного, образованного
человека в условиях каждой возрастной группы.
В. В. Путин объявил 2014 год «Годом культуры в России». Книга играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребёнок узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Она помогает овладеть речью, является ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.
Не
читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память,
внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не
учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность
домыслить, "до фантазировать”. Она учит
размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие
способности, умение думать самостоятельно.
Концептуальность и новизна
опыта проявляется в оригинальном построении занятий, основанных на игровой
мотивации, удачно подобранных и необычных приемов и методов:
а)
организация рассуждений вслух о прочитанном;
б)
графическое и словесное рисование (при ее организации предлагаются детям
разнообразные задания: подбери рисунок (картинку) к тексту; сравни иллюстрации
разных художников к данному литературному произведению);
в)
словесное рисование эпизода (происходит в следующем порядке: рисуем место, где
происходит событие; изображаются действующие лица; добавляются необходимые
детали; раскрашиваются контурные рисунки);
г)
составление диафильма (диафильм – это серия словесных или графических рисунков,
содержание и прядок которых составляют последовательности событий в
произведении);
д)
драматизация (использую формы драматизации различной сложности,которые
ввожупостепенно,все более усложняя их с учетом возрастных возможностей детей и
целей; анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики
изображенных на них героев; постановка живых картин, которая осуществляется без
слов, с помощью пластики и реквизита и запечатлевают одно мгновение; драматизация
развернутой формы включает в себя все средства драматической выразительности);
е)
творческая литературная игра (дети с удовольствием сочиняют чисто- говорки,
стихотворения небольшие, загадки);
е)
активная работа с детской книгой (для усиления интереса к чтению);
ж)
работа по организации и проведению
выставок книг.
Разработана
и адаптирована к применению на практике серия занятий по обучению детей
культуре речевого поведения посредством художественной литературы. В
установлении взаимодействия детей, родителей, работников библиотеки и педагогов
в решении проблемы воспитания интереса к чтению дошкольников. Разработана модель педагогического процесса. Эффективно
применяются наглядные и технические средства обучения.
Теоретическая основа опыта.
Анализ литературы отечественных
педагогов О.С.Ушаковой, А.П.Усовой, В.В.Гербовой, Л.Б.Логиновой, В.И.Пирадовой,
Т.Д.Евстегнеевой и др. доказал, что любовь к книге и художественной литературе
надо прививать с дошкольного возраста. Большим вспомогательным материалом для
работы по данной теме стали следующие методические пособия: А.М.Алексеевой,
В.И.Яшиной «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников»,
В.В.Гербовой «Приобщение детей к художественной литературе», Г.Д.Жукова
«Родительское собрание по детскому чтению» - М. Русская школа библиотечная
ассоциация. 2007г.; Т.Руденко, М.Мелик-Пашаева «Книги хорошие, книги плохие» Ж.
«Дошкольное образование» 2010г. №6; З.А.Гриценко «Положи твоё сердце у чтения»
- М.: Просвещение 2000г. На основе данных технологий мною было разработано
перспективное планирование, конспекты открытых занятий, создан кружок «
Читайка», который приобщает детей к миру художественной литературы.
Выдающийся
педагог В. Сухомлинский писал: «Чтение -
это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
Ведущая педагогическая идея
опыта – разнообразить модель педагогического процесса, обеспечивающую
приобщение детей к художественной литературе, воспитывающую «талантливого
читателя»,
воспитать культурного образованного
человека. Дать детям первоначальное представление об особенностях
художественной литературы: о жанрах, их специфических особенностях, об
элементах образности в языке.
Преемственность между
образовательными учреждениями.
Перспективность
данного педагогического процесса заключается в том, что педагоги МБДОУ могут
использовать программу действий педагогического опыта в реализации программных
задач в образовательной области
«Художественная литература».
На основе образовательного проекта
«Приобщение детей к миру художественной литературы» мною разработан проект
«Папа, мама, я - читающая семья». У воспитанников в процессе сформируется
интерес к произведениям русских классиков, лучшим книгам детских писателей,
поэтов и произведениям других народов. Дети научатся самостоятельно подбирать
полезную художественную литературу для чтения. Процесс чтения будет
способствовать духовному обогащению детей и родителей.
Оптимальность и эффективность
средств проявляется:
а) в создании благоприятных условий
для формирования интереса к художественной литературе не только на занятиях, но
и в самостоятельной деятельности;
б) в обеспечении высокого уровня
речевой активности детей в театрализованной деятельности.
Результативность опыта.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа обеспечивает высокие
результаты. У детей повысился интерес к книге, обогатились знания о
произведениях художественной литературы, дети стали более активными на
занятиях, расширился их словарный запас, формируется монологическая связная
речь, дети научились перевоплощаться в любой образ с помощью мимики и жестов,
обогащается воображение, фантазия. Слушая чтение, рассказывание, дети проявляют сочувствие герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и
победы. Дети принимают активное участие в конкурсах различного уровня. Имеют
дипломы победителей 1 степени во Всероссийском конкурсе чтецов «Осень глазами
поэтов - классиков»
Результатом работы в данном направлении
является разработанные педагогические проекты на тему: «Приобщение детей к миру
художественной литературы» и «Создание выразительного образа в театрализованной
деятельности детей, используя мордовские народные сказки», неоднократные
выступления из опыта работы на педагогических советах, семинарах и
мастер-классах.