Тема: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
«Сенсорное развитие и воспитание
детей младшего дошкольного возраста».
« Ум ребенка находится на кончиках его пальцах».
В. А. Сухомлинский.
Представленный опыт работы по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста имеет практическую значимость и является актуальным в свете решения современных воспитательно - образовательных задач и обеспечения преемственности в деятельности ДОУ и семьи по сенсорному развитию младших дошкольников.
Актуальность опыта.
Маленький ребенок начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставить ребенку богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка.
Известно, что при недостатке впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к задержкам общего развития. Ознакомление ребенка со свойствами предмета происходит постепенно: от простых однородных к сочетанию нескольких, выделение свойства в процессе самостоятельной деятельности.
Восприятие совершенствуется на протяжении всего раннего возраста. Оно становится более точным и полным, если участвуют одновременно несколько анализаторов, т. е ребенок не только видит и слышит, но ощущает эти предметы и действует с ними. К трем годам маленький человек различает предметы по цвету, величине, выделяет различие в их пространственном расположении. На третьем году жизни он начинает обозначать сенсорное свойство с пояснениями, опредмечивать их названия.
В течении младшего дошкольного возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить действия с предметами.
Известно, что сенсорное развитие происходит в разных видах деятельности- в действиях с предметами в повседневной жизни, в играх, рисовании, пении, наблюдении, занятиях со строительным материалом. Поэтому очень важно целесообразно организовать окружающую среду, обеспечить её пособиями, игрушками, материалами, отличающимися ярко выраженными свойствами: величиной, формой, цветом, тяжестью, фактурой, возможностью издавать разные звуки.
Принципы сенсорного воспитания.
Принципы сенсорного воспитания сохраняются на протяжении всего периода раннего детства. Они состоят в следующем:
• формирование ведущих данного возраста качеств и норм поведения
На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми необходимо направлять на совершенствование подражания, развития способности воспринимать и выделять качества, свойства, понимать назначения предметов.
• интеграция воспитательных задач
В раннем возрасте воспитательные задачи взаимосвязаны. Процессы развития речи, движения, крупной и мелкой моторики, восприятия, получение необходимого количества впечатлений находятся в тесной зависимости одни от других.
• обучение детей организованное и систематическое
Занятия и игры должны проводиться по намеченному плану и преследовать определенную цель, постепенно усложняться по мере освоения материала, ежедневно повторяться. Нужно побуждать детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегать к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволит детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.
• учет возрастных и индивидуальных особенностей
Это положение лежит в основе организации и повторяемости занятий и игр с детьми. Число участвующих в занятиях с сенсорными материалами может быть различным и зависит от целей. Наблюдение за окружающим, экскурсии, где ведущая деятельность - зрительное и слуховое восприятие, допустимо проводить со всей группой.
Занятия, где предполагается обследовательская и предметная деятельность, эффективны с небольшим числом участников (6-8 человек). Желательно, чтобы уровень развития детей, объединённых в одну подгруппу, был примерно одинаковым.
• требования, предъявляемые к детям, - посильны
Вначале года малыши учатся следить за действиями взрослого, подражать им, понимать обращенные к ним вопросы и объяснения. Затем постепенно возрастают возможности сосредоточенно слушать, выполнять действие, отвечать жестом или словом на поручения: покажи, дай, найди такой же, повтори такое же действие, повтори это слово. Дети уже способны запоминать, где находятся заданные предметы, как они называются.
• поддержка эмоционального тонуса
Положительные эмоции активизируют процессы восприятия, повышают их продуктивность, улучшают запоминание, совершенствуют умения, позволяют получить удовольствие от выполненного действия. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу.
Теоретическая база опыта.
Цель в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста - это формирование содействия к гармоничному развитию личности ребенка.
Работая над проблемой сенсорного развития и воспитания определены следующие задачи:
• развивать цветоразличение, формовосприятие, умение
воспринимать величину, группировать, сравнивать и
обобщать предметы по этим признакам.
• формировать у детей зрительные способы обследования
предметов.
• развивать познавательные процессы, мелкую моторику
• формировать умение слушать и понимать инструкции
педагога.
Теоретическая база опыта подкреплена программой П. Высоковой «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». В работе по данной теме используются следующие педагогические технологии: Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Г. И. Винникова «первые шаги в математеку», З. А. Ефанова «Понание предметного мира».
Формы и приёмы работы с детьми.
Сенсорное воспитание осуществляется через разные формы работы:
непосредственная образовательная деятельность
совместная деятельность воспитателя и детей:
• игры в уголке сенсорного развития
• игры в уголке ряженья
• пальчиковые игры
• игры - экспериментирования
• в природе