Четверг, 06.02.2025, 22:31

   
           

Главная Регистрация Вход  Выход 
Сведения об организации 
День за днем
Методкабинет
Профсоюз

 

            Тема: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"

 

 

 

   

  «Сенсорное развитие и воспитание

             детей младшего дошкольного возраста».

« Ум ребенка находится на кончиках его пальцах».

 В. А. Сухомлинский.

Представленный опыт работы по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста имеет практическую значимость и является актуальным в свете решения современных воспитательно - образовательных задач и обеспечения преемственности в деятельности ДОУ и семьи по сенсорному развитию младших дошкольников.

Актуальность опыта.

Маленький ребенок начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставить ребенку богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка.

Известно, что при недостатке впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к задержкам общего развития. Ознакомление ребенка со свойствами предмета происходит постепенно: от простых однородных к сочетанию нескольких, выделение свойства в процессе самостоятельной деятельности.

Восприятие совершенствуется на протяжении всего раннего возраста. Оно становится более точным и полным, если участвуют одновременно несколько анализаторов, т. е ребенок не только видит и слышит, но  ощущает эти предметы и действует с ними. К трем годам маленький человек различает предметы по цвету, величине, выделяет различие в их пространственном расположении. На третьем году жизни он начинает обозначать сенсорное свойство с пояснениями, опредмечивать их названия.

В течении младшего дошкольного возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить действия с предметами.

Известно, что сенсорное развитие происходит в разных видах деятельности- в действиях с предметами в повседневной жизни, в играх, рисовании, пении, наблюдении, занятиях со строительным материалом. Поэтому очень важно целесообразно организовать окружающую среду, обеспечить её пособиями, игрушками, материалами, отличающимися ярко выраженными свойствами: величиной, формой, цветом, тяжестью, фактурой, возможностью издавать разные звуки.

Принципы сенсорного воспитания.

Принципы сенсорного воспитания сохраняются на протяжении всего периода раннего детства. Они состоят в следующем:

      • формирование ведущих данного возраста качеств и норм поведения

На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми необходимо направлять на совершенствование подражания, развития способности воспринимать и выделять качества, свойства, понимать назначения предметов.

       • интеграция воспитательных задач

В раннем возрасте воспитательные задачи взаимосвязаны. Процессы развития речи, движения, крупной и мелкой моторики, восприятия, получение необходимого количества впечатлений находятся в тесной зависимости одни от других.

       • обучение детей организованное и систематическое

Занятия и игры должны проводиться по намеченному плану и преследовать определенную цель, постепенно усложняться по мере освоения материала, ежедневно повторяться. Нужно побуждать детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегать к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволит детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.

       • учет возрастных и индивидуальных особенностей

Это положение лежит в основе организации и повторяемости занятий и игр с детьми. Число участвующих в занятиях с сенсорными материалами может быть различным и зависит от целей. Наблюдение за окружающим, экскурсии, где ведущая деятельность - зрительное и слуховое восприятие, допустимо проводить со всей группой.

Занятия, где предполагается обследовательская и предметная деятельность, эффективны с небольшим числом участников (6-8 человек). Желательно, чтобы уровень развития детей, объединённых в одну подгруппу, был примерно одинаковым.

       • требования, предъявляемые к детям, - посильны

Вначале года малыши учатся следить за действиями взрослого, подражать им, понимать обращенные к ним вопросы и объяснения. Затем постепенно возрастают возможности сосредоточенно слушать, выполнять действие, отвечать жестом или словом на поручения: покажи, дай, найди такой же, повтори такое же действие, повтори это слово. Дети уже способны запоминать, где находятся заданные предметы, как они называются.

      • поддержка эмоционального тонуса

Положительные эмоции активизируют процессы восприятия, повышают их продуктивность, улучшают запоминание, совершенствуют умения, позволяют получить удовольствие от выполненного действия. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу.

Теоретическая база опыта.

Цель в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста - это формирование содействия к гармоничному развитию личности ребенка.

Работая над проблемой сенсорного развития и воспитания определены следующие задачи:

                           • развивать цветоразличение, формовосприятие, умение

                             воспринимать величину, группировать, сравнивать и

                             обобщать предметы по этим признакам.

                          •  формировать у детей зрительные способы обследования  

                              предметов.

                          •  развивать познавательные процессы, мелкую моторику

                          •  формировать умение слушать и понимать инструкции

                               педагога.

Теоретическая база опыта   подкреплена   программой   П. Высоковой «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». В работе по данной теме используются следующие педагогические технологии: Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Г. И. Винникова «первые шаги в математеку», З. А. Ефанова «Понание предметного мира».

                                      Формы и приёмы работы с детьми.

 Сенсорное воспитание осуществляется через разные формы работы:

    непосредственная образовательная деятельность

    совместная деятельность воспитателя и детей:

                          • игры в уголке сенсорного развития

                          • игры в уголке ряженья

                          • пальчиковые игры

                          • игры - экспериментирования

                          •  в природе

 

 

 

 

 

 

 

 

Архив
Родителям
Странички специалистов
Игротека
Полезные ссылки
Гостевая книга




      Российское образование Единое окно доступа к образовательным ресурсам     ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. ДЕТИ

МИНОБР РФ          

Р. Мордовия Г. Ковылкино
Структура сайта разработана в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации".
Сайт управляется системой uCoz