Пятница, 17.05.2024, 14:38

   
           

Главная Регистрация Вход  Выход 
Сведения об организации 
День за днем
Методкабинет
Профсоюз

Представление педагогического опыта инструктора по физической культуре

МБДОУ «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида»

Костиной Галины Геннадьевны

 

Тема опыта: «Формирования физических навыков у старших дошкольников в условиях интеграции физической деятельности и  здоровьесберегающих  технологий»

 

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский. 

 

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

 

        Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

       Усилия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

       Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья воспитанников, выбор образовательных технологий, соответствующих возрастных особенностей, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье дошкольников. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современного детского сада.

        Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы педагога с детьми и их родителями, по физическому воспитанию и оздоровлению, с использованием здоровьесберегающих технологий, т.е новых активных форм работы по формированию  привычки к здоровому образу жизни.

        Главная цель моей работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье. Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:

- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;

- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;

- повышение эффективности к процессу обучения за счет средств здоровьесберегающих технологий.

        Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Поэтому я считаю, что только общими усилиями педагогов, специалистов и семьи при комплексном использовании здоровьесберегающих технологий можно воспитать физически здоровых, крепких детей

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?  Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?

Свою работу строю с учетом рекомендаций примерной образовательной программой дошкольного образования "Детство" под ред. Т.И.Бабаевой и в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида».

Основная проблема, которая встала передо мной - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.  

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, выявило следующую проблему, оказалось,  что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих детей от физических усилий.

     Одним из путей решения  здорового образа жизни детей является использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании  осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурной деятельности современного детского сада.

 

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

 

         Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждой дошкольной образовательной организации, так как более 70% времени ребёнок проводит в детском саду. Это время, когда он растёт, развивается, поэтому забота о здоровье занимает в нашем детском саду одно из приоритетных направлений работы.

        Согласно утверждению М.М.Безруких, Э.М.Казина, С.А.Сенникова, А.Г.Сухарева дошкольное учреждение реально становится важнейшим звеном в сохранении здоровья детей. И отправной точкой здоровьесберегающей деятельности современного детского сада является реализация здоровьесберегающих технологий в условиях психолого-педагогического процесса, которые можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики и как совокупность приемов, форм и методов организации воспитания и обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников и педагогов. Оздоровительное направление работы детских садов всегда составляло  одну из наиболее главных сторон их деятельности. На современном этапе развития  системы дошкольного образования это направление становится все более значимым. Целостность педагогического процесса в дошкольной образовательной организации обеспечивается реализацией той или иной программой, определяющей  новое представление о развитии  ребенка, в том числе и физическом. Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги. Опираясь на эти программы перед детским садом и родителями стоит большая работа - создать условие для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сенситивных для развития определенных двигательных умений периодов. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом внедрить здоровьесберегающие технологии в условиях детского сада? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Сегодня эти  вопросы волнуют каждое дошкольное учреждение. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков  здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Большую роль в этом играют  здоровьесберегающие технологии, которые используются в дошкольных образовательных организациях. Основной задачей ДОО на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности.  В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с правильной спецификой внедрения, которая должна строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, его рационального использования, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри организации, педагогическим коллективом и родителями.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Одной из основных задач на протяжении последних лет, над которой я работаю является воспитание здорового ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении я уделила большое внимание для создания здоровьесберегающего пространства.

В нашем детском саду оборудован физкультурный зал для занятий с разнообразным спортивным инвентарём.

На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий», баскетбольные стойки, беговая дорожка, мишени для попадания в цель, оборудование для формирования двигательных умений и навыков.

В работе с детьми я использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают создавать благоприятные условия для формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Технологии коррекционные.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы;

Самомассаж;

Физкультминутки;

Контроль осанки;

Дыхательная гимнастика;

Пальчиковая гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Гимнастика для глаз;

Оздоровительные игры;

Релаксация.

Все составные здоровьесберегающего аспекта органично включены в режим дня.

Технологии обучения здоровьесберегающему образу жизни:

Утренняя гимнастика;

Физкультурные занятия;

Физкультурные досуги;

Точечный массаж;

Спортивные развлечения;

Гимнастика пробуждения.

     Комплексное использование мною данных технологий даёт положительный результат в оздоровлении детей. Повысилось количество детей, имеющих высокий уровень физического развития, увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни.

       Для достижения положительного результата стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями в этом направлении: знакомлю их с методами и приемами здоровьесберегающих технологий с помощью информационных стендов, консультаций.

       Положительный эмоциональный настрой дают мероприятия, проводимые совместно с родителями.

         Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих.

         В процессе приобретения опыта работы об использовании в воспитательно – образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, с помощью изученного мною материала, я подобрала и создала следующие виды картотек: подвижные игры, комплексы гимнастики после дневного сна, пальчиковые игры, релаксационные игры, игры (этюды) по психогимнастике, дыхательная гимнастика, детский массаж, физкультминутки для дошкольников.

         В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. - Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

         Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании оздоровительной работы. Однако не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск всегда продолжается.

 

Теоретическая база опыта.

 

         Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также определены задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными - дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Т. И. Осокина выделяет такие задачи:

1. Охрана жизни.

2. Укрепление здоровья.

3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4. Повышение работоспособности.

В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья.

2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.

3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.

А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева сформулировали три группы задач:

1. Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.

2. Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

3. Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.

М.А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.

Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.

         Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

 

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

 

В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей.

В опыт работы входят основные элементы:

·                 Воспитательно-образовательный процесс: физкультурные занятия, гимнастика, упражнения на релаксацию, познавательные занятия, минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки.

·                 Строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры на прогулке, спортивные развлечения и досуги, корригирующая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, режим питания, сон, прогулки и пр.

·                 Наглядная агитация и работа с родителями: уголки здоровья для детей и родителей, дни и недели здоровья,  беседы, консультации и пр.

·                 Цикл бесед для детей: «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены», «Как правильно чистить зубы», «Твое настроение».

Выводы:

1. Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива МБДОУ, педагогами успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.

2. Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями

3. Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.

Цель, которую я определила в работе с детьми - это обеспечение здорового образа жизни и укрепление здоровьяܰуܰ детейܰ старшегоܰ дошкольногоܰ возрастаܰ сܰ помощьюܰ здоровьесберегающих технологийܰ.

Задачи, поставленные мной в данной работе:

Оздоровительная  — развитие и укрепления костной, мышечной, сердечно – сосудистой,  дыхательной,  нервной систем, внутренних органов дошкольников,  развитие дошкольников;

Образовательная  — формирование у детей навыков гигиены, выполнение основных движений, представлений о режиме, активности и отдыхе, безопасности, правильной осанке; освоение знаний о своём организме, здоровье;

Воспитательная — формирование нравственно – физических навыков; выработка у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании; воспитание культурно – гигиенических навыков.

    Сущность всей деятельности по физвоспитанию и развитию состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа  жизни воспитанников путем  оптимального сочетания теории и практики, выбора современных  средств,  методов и форм.

    Представленный педагогический опыт применения здоровьясберегающих технологий  в работе с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья. 

    Предлагаемый данный опыт подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему.

    Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной жизни, а также использования  предложенных игр и упражнений в домашних условиях.

Реализация работы ведётся по следующим направлениям:    

   - Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;

   - Проведение динамических пауз, во время проведения образовательной деятельности;

   - Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;

  - Организация оздоровительного часа в конце прогулки один раз в неделю;

  - Организация оздоровительного бега в утренние часы, в теплый период года;

   - Гимнастика после дневного сна;

   - Организация занимательной двигательной деятельности различного вида: пальчиковые игры и упражнения;

   - Самостоятельная, двигательная деятельность детей;

   - Проведение досугов, праздников, работа с семьёй.

       Ведущее место в организации двигательного режима в работе с  детьми дошкольного возраста отводится занимательной двигательной деятельности. Необходимое условие – доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. Педагоги проявляют к детям искренний интерес, помогают преодолевать  трудности и неудачи, радуются вместе с ними успехам, стараются, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость.

     В системе физкультурно-оздоровительной работы моего направления прочное место занимают физкультурные праздники, развлечения и досуги.

     Интересное содержание, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности дошкольников. Темы праздников самые разнообразные: «А ну-ка, мамы», «Спорт – сила, красота, здоровье», «Весёлые старты», «Слава Армии!», «Осенний марафон» и т.д.

     Наибольшую пользу для оздоровления детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

     Широко использую физкультурные досуги, которые  не требует специальной подготовки, строятся на хорошо знакомом детям материале и проводятся несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). 

     В организацию работы с детьми включаю разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на прогулках, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки-походы в близлежащий парк.

     Важную роль в укреплении здоровья детей имеет совместная работа с семьёй, которая строится на следующих основных положениях:

- единство целей и задач в воспитании ребёнка;

- систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания в ДОО;

- взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе доброжелательного отношения друг к другу;

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает:

- ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития;

- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;

- обучение конкретным методам и приёмам оздоровления (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, зрительные гимнастики).

 

Анализ  результативности.

 

        Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы, которое выразилось в следующих результатах:

- Уровень здоровья и физического развития детей:

Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно  снижено количество пропусков по болезни.

Количество детей, имеющих высокий уровень  физического развития повысилось на 10% и составляет45 %.

Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.

- Уровень профессионального роста педагогов:

Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в МБДОУ и проведению здоровьесберегающих мероприятий, увеличилось на 30% и составляет 90%. Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здоровьсбережению детей.

Количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 29% и составляет 82%.

Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах и в зале - (приобретается новое физультурно -спортивное оборудование и атрибуты, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики).

Для успешной работы по приобщению родителей педагогов к ЗОЖ выпустила методическое пособие «Растим здоровым малыша» , в котором можно найти много полезной информации , рекомендации и памятки по использованию новых здоровьесберегающих технологий. Пособие получило положительные отзывов от педагогов.

Главными факторами здоровьесбережения детей в образовательном процессе:

- это комфортное пребывание ребёнка в МБДОУ, которое не вызывает повышенной тревожности,

- это личностное в системе взаимоотношения педагог - ребёнок,

это теоретическая и практическая грамотность и здоровый образ жизни родителей,

         Проведение воспитательно – образовательной работы в данном объёме позволяет сделать следующие выводы: основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.

        Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

 

Трудности и проблемы

Архив
Родителям
Странички специалистов
Игротека
Полезные ссылки
Гостевая книга




      Российское образование Единое окно доступа к образовательным ресурсам     ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. ДЕТИ

МИНОБР РФ          

Р. Мордовия Г. Ковылкино
Структура сайта разработана в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации".
Сайт управляется системой uCoz