Я, Негоднова Елена Алексеевна, на протяжении многих лет веду работу по обучению воспитанников дошкольного возраста правилам дорожного движения, ведь как показывает статистика, дорожная безопасность в настоящее время является наиболее проблемной. Особенно тревожно то, что в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают травмы дети. Поэтому я считаю, что обучение дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуально и современно. Данное решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного поведения в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Дошкольники – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как ко взрослым, ведь для них дословная трактовка «правила дорожного движения» неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от малышей абстрактного мышления, которое для них не характерно – все это затрудняет процесс обучения и воспитания. Я стараюсь научить детей всем этим осознанно пользоваться, самому о себе беспокоиться, понимать свою ответственность за собственную жизнь, формирую устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Концептуальностью моего опыта
является разнообразие методов и форм работы с детьми:
- диагностика – уточнение представлений
детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который можно
опереться.
- расширение первоначальных
представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через
занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.
- закрепление полученных знаний и
воспитание сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью
чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций,
наблюдений во время экскурсий и из
личного опыта.
- развитие у детей чувства
ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
- развитие у детей чувства контроля и
самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества
во многом помогают ребенку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся
ситуации.
Наличие теоретической базы выражается в активном использовании мною методических
разработок известных авторов, введении современных технологий и методик
воспитания и обучения, диагностики усвоения знаний и умений. Я работаю по общеобразовательной программе
«Детство», которая разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями и
где содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение
целей формирования основ безопасности
собственной жизнедеятельности через передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного
движения в качестве пешехода и пассажира. Я использую программы и педтехнологии
О.Л.Князевой, Г.Б.Стеркиной, М.А.Авдеевой «Безопасность», Т.Г.Кобзевой «Правила дорожного движения», С.Н.Черепановой «Правила дорожного движения».
Ведущая педагогическая идея данного направления
проявляется в наличии базы знаний культуры личной безопасности, неукоснительном
соблюдении этих правил и умении применять их на практике.
Результативностью моего опыта является то, что в процессе изучения
правил дорожного движения у детей накапливается положительный опыт движения по
улице, регулярная забота о своей безопасности, обогащается словарный запас,
повышается уровень пространственной ориентировки. Моя систематическая работа в
данном направлении дает несомненно положительные результаты – за годы
кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни
одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение
правил движения нашими воспитанниками.
Основными формами и приемами работы с воспитанниками я
считаю формирование у детей навыков безопасного и осознанного поведения на
улицах и дорогах города. В группе изготовлен макет улицы, где мы с детьми не
только играем, но одновременно отрабатываем, закрепляем значение дорожных
знаков, знания правил поведения культурного пешехода и пассажира,
разбираем ситуативные задачи по
безопасности дорожного движения. Организовываю экскурсии к проезжей части, на
пост ГИБДД, в ходе которых у детей формируются полезные привычки безопасного
поведения на улице. Ежегодно проходят мероприятия по пропаганде знания
дорожного движения: спортивные досуги, выставки, музыкально-спортивные
развлечения, где дети показывают свои умения и знания по правилам дорожного
движения. Воспитанники активно участвуют в конкурсах муниципального и
республиканского уровня, в которых занимают призовые места.
Подтверждением того, что работа в данном направлении актуальна и
правильно выбрана мною, являются неоднократные выступления на конференциях,
семинарах, участие в конкурсах «Новое в образовании» (награждена сертификатом),
«Воспитатель года» (являюсь победителем), неоднократные показы мастер-классов и
открытых мероприятий.