Четверг, 06.02.2025, 22:25

   
           

Главная Регистрация Вход  Выход 
Сведения об организации 
День за днем
Методкабинет
Профсоюз

  

 

    Мурзаева Ирина Геннадьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад "Ромашка" комбинированного вида"

       Тема опыта "Обучение детей нетрадиционной технике рисования"

 

      

       Актуальность

     Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогики на современном этапе. Решение её уже начинается в дошкольном детстве. Известно, что художественно-творческие способности детей необходимо развивать как можно раньше, поскольку занятия по изодеятельности способствуют развитию творческих способностей, художественного мышления, воображения и памяти детей.

     Ещё Аристотель говорил:

«Занятия рисованием способствуют разностороннему развитию личности ребёнка».

     Изобразительная деятельность не утратила своего воспитательного значения и в настоящее время.

     Поэтому я, как воспитатель, на протяжении многих лет веду работу по изобразительной деятельности в кружке «Волшебные кисточки».

     Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребёнку отразить свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним.

     Исследования детского творчества известными отечественными учёными – Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Е.А.Флёриной доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребёнка, развитием интеллекта и творческих способностей.

     Наконец, занятия изобразительной деятельностью способствуют успешной подготовке детей к школе.

      Условия формирования опыта

      В процессе работы я столкнулась с проблемой: не каждый ребёнок умеет изображать, некоторые дети испытывают страх перед рисованием, неуверенность в успехе. У кого-то получается хорошо, а кто-то затрудняется. Одному ребёнку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

     Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, нужно использовать нетрадиционные методы рисования: кляксографию, пальчиковую живопись, набрызг, граттаж, рисование по мокрой бумаге, монотипию, метод печати и т.д.

     Разнообразие материала ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок лучше начинает понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием.

     Рисовать можно как угодно и чем угодно. А из каракуль и мазни вырисовывается узнаваемый объект, ничем не замутнённая радость от того, что «Это сделал я».

       Теоретическая база опыта

     Теоретической основой опыта является анализ литературы отечественных педагогов: Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флёриной.

     Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стали методические пособия и книги:

     О.Никологорская «Волшебные краски»

     Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию»

     Л.Б.Фесюкова «От трёх до семи»

     «Необычное рисование»

     «Весёлый художник». Серия журналов

     На основании данных материалов  мною была разработана педагогическая технология «Обучение детей нетрадиционным способам рисования». На протяжении нескольких лет я применяю эти способы в кружковой работе.

      Технология опыта. Цель технологии:

      Приобщение ребёнка – дошкольника к миру прекрасного, развитие творческих способностей детей.

     Задачи:

  1. Учить детей познавать мир и себя в нём через открытие звуков, цвета, формы.
  2. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
  3. Развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета, обратить внимание на многоцветие окружающего мира.
  4. Упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном, ладошкой, жёсткой кистью, трафаретом, свечой и т.д.).
  5. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритм, композиции.
  6. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу рисования.

      Пути реализации:

  • Создание соответствующей развивающей среды в группе, обеспечение наглядным материалом и методическими пособиями.
  • Дальнейшая работа кружка «Волшебные кисточки» в этом направлении.

       Концептуальность (своеобразие и новизна, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

       Работа заключается в обучении детей оригинальному изображению сложных для детей вещей путём простых приёмов нетрадиционного рисования. Например, детям трудно изобразить плакат на противопожарную тему. Но техника монотипии позволяет создать оригинальную работу: капли краски красного, жёлтого, чёрного цвета размазываются по листу бумаги, получается красочный фон. По мере высыхания краски на это фон огня наносится чёрной краской силуэты деревьев. Получается красочный плакат.

       Пальчиковая живопись – это ещё один из способов изображать окружающий мир. Ведь рука или отдельные пальцы, особенно указательный, лучше слушаются ребёнка, чем карандаш. Иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребёнок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Можно с детьми пофантазировать, во что превратить отпечаток руки: в утку, осьминога, кактус в цветочном горшке.

     Дети любят сюрпризы. Неожиданности нужны для того, чтобы поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Например, изображения восковыми мелками или свечой. Суть их в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели свечой или восковыми мелками. Изображение наносится на лист бумаги, затем широкой кистью или тампоном наносится краска. Таким образом можно изобразить «Подводный мир», «Заснеженные ёлочки», «Заиндевелое дерево».

     Опыт работы свидетельствует о том, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить детям незабываемые положительные эмоции.

      Анализ результативности

      Работа по технологии позволяет развивать у детей наблюдательность, способность живо откликаться на события окружающей действительности, умение видеть красоту природы, активизировать познавательный интерес, формировать положительное отношение к процессу рисования, способствовать эффективному развитию воображения и восприятия.

     В своей работе я выявила, что 40% детей испытывают неуверенность в успехе.

      Систематические знания с применением нетрадиционных способов рисования даёт положительный результат. Дети в старшем дошкольном возрасте становятся более уверенными в себе, у них хорошо развита мелкая моторика пальцев, что даёт хорошие результаты при подготовке к письму. К концу дошкольного возраста выпускниками нашего детского сада на 91% возросли умения, навыки. Этому способствовали нетрадиционные методы рисования.

      Трудоёмкость опыта

      Опыт не представляет большой трудоёмкости. Но, прежде чем научить детей нетрадиционным способам изображения, воспитатель должен сам попробовать изображать тем или иным способом.

     Например, некоторые способы изображения, такие как граттаж, рисование в технике витража, выдувание клякс из коктейльных трубочек  и некоторые другие, требуют предварительной подготовки воспитателя. А занятия с использованием таких приёмов следует проводить в 2 или 3 этапа. В процессе таких занятий воспитатель должен оказывать детям помощь. Практика показывает, что занятия с применением нетрадиционных способов рисования вызывают огромный интерес у детей и некоторые трудности в освоении этих приёмов их не останавливают, а наоборот, создают желание их преодолеть.

       Адресность опыта

Этот опыт я рекомендую использовать, прежде всего, руководителям кружков по изобразительной деятельности изостудий. А также начинающим и опытным педагогам в проведении занятий по художественно-изобразительной деятельности. Опыт позволяет получить отличные результаты, особенно при участии в художественных выставках, конкурсах.

     Важно, чтобы дети испытывали от игр с красками радость. Они учат ценить всё красивое. Воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельное решение. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он не стал – художником, строителем, педагогом или врачом. 

        Наглядность

 

Рисунки детей 

  

    

Архив
Родителям
Странички специалистов
Игротека
Полезные ссылки
Гостевая книга




      Российское образование Единое окно доступа к образовательным ресурсам     ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. ДЕТИ

МИНОБР РФ          

Р. Мордовия Г. Ковылкино
Структура сайта разработана в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации".
Сайт управляется системой uCoz