«Развитие мелкой моторики, как средство активизации речевых навыков у дошкольников»
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга»
И.П.Павлов
Актуальность и перспективность опыта
Мы часто замечаем, что у значительного большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботинки. Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится все более обычным явлением и почти во всех случаях влияет на развитие речи не только устной, но и письменной.
Ученые доказали, что мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Это связано с тем, что центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко в головном мозге человека. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Так, на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, наиболее эффективным средством речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.Координируя движения пальцев рук, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм, развивается связная речь. Поэтому на логопедических занятиях целесообразно применять специально подобранные игровые упражненияразвивающие мелкую моторику дошкольников
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу. Мною была изучена литература по данной проблеме и опыты работ коллег в данной области, собран интересный и занимательный материал.
Теоретическая база опыта
Выдающийся педагог-новатор В.А. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования физиолога М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Схема Пенфилда показывает, что 1/3 всей области занимает проекция пальцев руки, и эта проекционная зона находится в непосредственной близости к речевому двигательному центру Брока.
Автор многочисленных книг и пособий по логопедии В.В. Цвынтарный придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.
В исследованиях высшей нервной деятельности проведенных учеными Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.
Японский врач КамикосиТокудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунторных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
Технология опыта
Целью опыта является развитие речи детей, формируя специальные речевые навыки посредством развития мелкой моторики рук.
Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:
-разработка комплексов нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук дошкольников;
-повышение уровня речевого развития детей;
-формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом;
-развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
-развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
-учить действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и учить самостоятельно выполнять поставленные задачи, контролировать собственные действия.
-совершенствование движений рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей; во время выполнения заданий дети закрепляют такие понятия, как форма, цвет, размер постоянно проговаривая слова, что способствует формированию, обогащению словаря, закреплению лексических терминов;
-создание эмоционально положительного настроя;
-развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;
-создание предметно – развивающей среды, способствующей эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
В реализации педагогического опыта преимущественно проводятся индивидуально-подгрупповые формы работы.
Прежде чем приступить к выполнению поставленных задач, составляется план действий.
План действий:
1.Анализ предметно-развивающей среды:
- соотнесенность уровня развития мелкой моторики и речи у детей по результатам диагностики
- изучение предметно-развивающей среды в группе, влияющей на развитие речи у детей
- изучение предметно-развивающей среды в группе, способствующей развитию мелкой моторики у детей
2. Приготовление пособий для развития мелкой моторики.
- создание картотеки заданий и упражнений для развития речи у детей средствами развития мелкой моторики руки.
3. Проведение консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
Коррекционную работу по развитию мелкой моторики рук у дошкольников необходимо сделать регулярной. Для этого, я использовала разные приемы и методы работы:
- физкультминутки;
-массаж кистей рук;
-пальчиковый игротренинг;
-пальчиковый театр;
-рисование по трафаретам;
-дидактические игры: мозаика, пазлы, шнуровка;
-пальчиковые игры со стихами.
Определены основные принципы, которые легли в основу организации деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников:
1.Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
2.Принцип поэтапности. Занятия составляются с учётом возрастных особенностей ребёнка.
3.Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.
4.Принцип наглядности обучения. Тщательно продумываются дидактические цели, использование наглядности, методика показа, количество наглядного материала и последовательность демонстрации.
5.Принцип интегрированности. Используются различные методы в работе с детьми, осуществляется интеграция упражнений и разные виды детской деятельности.
6.Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка.
7.Принцип прочности, заключающийся в многократном повторении и закреплении полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.
Для того чтобы коррекционная работа была успешной, мной была создана полноценная предметно - развивающая среда, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих формированию моторики у детей дошкольного возраста.
Система работы по развитию мелкой моторики.
Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, по следующим направлениям:
- пальчиковые игры,
- игры с предметами,
- дидактические игры.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Примеры:
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших)
Будем листья собирать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук)
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем по очереди все пять пальчиков, сначала сами, затем вместе с ребенком).
Вышли пальчики гулять. (Несколько раз сжимаем и разжимаем ладонь)
Этот пальчик гриб нашел, (Загибаем мизинец).
Этот пальчик чистить стал, (Загибаем безымянный палец).
Этот резал, (Загибаем средний палец).
Этот ел, (Загибаем указательный палец).
Ну, а этот лишь глядел! (Загибаем большой палец).
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
"Пальчиковые бассейны" - в контейнер, любой формы насыпать бусины либо крупу (горох, фасоль) высотой не меньше 6 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамику праксиса. Дополнительно, поиск предметов различной формы, величины, фактуры позволяет максимально активизировать пальчиковый гнозис, ощущения.
«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.
«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.
Игра: "Шнуровка" - берется картонная фигура или карточка на которой находятся отверстия (можно изготовить самим такую карточку, сделать отверстия и окрасить их в разные цвета, чтобы позже при выполнении задания менять направления нитей). Предложить ребенку взять шнурок (длинную толстую нить) и продеть его через отверстия в фигуре или карточке. Так же можно использовать фигуры разной фактуры и материала.
Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например:
Игра "Солнышко"
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.
Игра: "Составление фигур из счетных палочек" ребенку предлагается выложить на столе перед собой по образцу, затем по памяти и наконец самостоятельно, по представлению разные фигуры.
Дидактические игры:
Игра «Спрячь в ладошке»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).
Ход игры:
Детямраздаются небольшие кусочки поролона и предлагается спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!»
Игра «Котенок»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого.
Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки: котята (по количеству детей).
Ход игры:
Детям раздаютсяигрушки и предлагаетсят сжать их в кулачке. В это время читается двустишие:
Ты, котенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» - большую игрушку.
Игра повторяется несколько раз.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование.
Результативность опыта
Итоговая диагностика, проведенная в конце учебного года, доказывает эффективность системы коррекционно-логопедической работы по развитию мелкой моторики рук и способствует:
-развитию воображения, речи, памяти, внимания;
- развитию коммуникативных навыков;
-повышению работоспособности;
-формированию положительной мотивации к обучению;
-развитию более тонких ощущений кистей и пальцев рук.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
В своей работе по развитию мелкой моторики у дошкольников я столкнулась с определенными трудностями:
1. Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.
2. Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов работы в данном направлении
3. Рефлексирование своих действий при подготовке руки дошкольников к письму.
В перспективе, необходимо продолжить работу:
- по систематизации материала для развития мелкой моторики;
- по подготовке рекомендаций для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников.
Адресность опыта
Применение данного опыта возможно в условиях работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста во всех образовательных организациях, всеми педагогами в любых формах детской деятельности: непосредственно образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности, в форме индивидуальных, подгрупповых взаимодействий педагога с воспитанниками. Палочки Кюизенера и счетные палочки также можно очень эффективно применять на занятиях по математике и конструированию.