Главная задача, которую я ставлю перед собой в своей работе по данному направлению – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, уметь использовать полученные знания, умения, навыки в повседневной жизни.
Основная цель – это формирование знаний элементарной
экологической культуры, воспитание нравственных идеалов как основы поведения
ребенка.
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с
природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С
самого раннего возраста у детей формируется бережное отношение
к живой природе, умение видеть прекрасное вокруг себя. Дети очень тонко
замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое,
тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов,
высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат
научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.
Мы нередко
детей зовем «маленькими почемучками». Почему? Они с рождения первооткрыватели,
исследователи мира, который их окружает. Чтобы ответить на все интересующие их
вопросы, детям нужна помощь взрослого (родителя, наставника или педагога).
Развитие личности ребенка, его познавательные и творческие
способности помогают интегрировать такой
метод обучения в дошкольном образовании.
Занимаясь на занятиях и в кружке, дети добиваются высоких
результатов: они обогащают свой запас знаний
новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность,
бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении конкретных
тем, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память;
речь, внимание, восприятие, а главное – это способствует сохранению
физического и психического здоровья
детей. И все это помогает решению актуальной проблемы при подготовке их к успешному обучению в школе.
Теоретической основой опыта по экологическому воспитанию
дошкольников я использую программы и педагогические технологии:
Н.А. Рыжова «Наш дом - природа»; С.Н. Николаевой -
«Юный эколог»;
Л. И. Грекова- «Азбука экологии»; Т.М.Бондаренко -
«Экологические занятия с детьми дошкольного возраста»; Н.Н.Кондратьева - « МЫ»
программа по экологическому образованию; А.И. Иванова - «Естественно - научные
наблюдения и эксперименты в детском саду».
Работая,
над проблемой экологического развития воспитанников своей группы мною были поставлены следующие задачи:
1. подвести к
понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
2.
воспитывать желания бережно относиться к своему здоровью;
3.
показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни
человека;
4. подвести
детей к осознанному пониманию ценности природы;
5. воспитывать,
правильное поведения в природе.
эффективно применяю
наглядные средства
Методы,
используемые для реализации работы над
проектом по экологии:
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы
воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр:(малоподвижных, сюжетно
– ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических
вечеров.
4. Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян,
плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных
произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- педагогом разработаны перспективные планы,
дидактический и наглядный материал, стенды, консультации.
На
территории ДОУ имеются уголок леса, сада, луга, огород, цветники, создана
экологическая тропа, что позволяет проводить экологическую работу в течение
всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и
осенью.
Часто организовываем вместе
с детьми выставки – конкурсы поделок из
природного материала, сделанных руками детей и их родителей: («Осенняя фантазия»,
«Дары природы», «Сказки осеннего леса», «Новогодняя фантазия», «Зимний букет»).
Осенью
стартует акция в защиту зимующих птиц "Подкормка”, продолжается в течение всей
зимы. Перед Новым годом проходится ежегодная природоохранная акция в защиту
елочек - "Зеленая елочка – живая иголочка”.
Большое значение при ознакомлении с
природой, бытом и культурой родного края имеют экологические праздники и
развлечения, особенно если в них принимают участие родители. Я стараюсь
знакомить детей с народными приметами, загадками, пословицами и поговорками о
природе, бережным отношением к ней, знакомить с экологическими сказками и произведениями
детских поэтов и писателей природоведческой литературы.
Результативность опыта - заключается
в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате
такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает
познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об
объектах живой и неживой природы у детей сформировываются трудовые навыки. Дети
усваивают основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Осваивают
нормы поведения в природном окружении. Учатся давать оценку действиям других
людей по отношению к природе. Эта работа также помогает мне наладить контакт с
семьями воспитанников.
Ведущая педагогическая идея
опыта – это преемственность обучения между детским садом и школой.
Возможность тиражирования
- участвовала в семинаре-практикуме
«Защита окружающей среды, как важный фактор экологического воспитания детей
дошкольного возраста»,где выступила с докладом «Экологическое воспитание дошкольников в
процессе ознакомления с природой родного края». В октябре 2013 года мною
была написана статья в газету «Ступени» - «Экспериментируют дети».
Новизну опыта я проявляю в оригинальном построении занятий, основанном на игровой
мотивации, в удачно
подобранных и необычных приёмах, связанных
с ассоциативным мышлением детей.
Экологическое воспитание и исследовательские
способности воспитанников могут, быть развиты только когда ребёнок каждый день
будет открывать для себя при активном участии взрослого что-то новое, расти,
исследователем чтобы каждый его шаг его был путешествием к истокам чудес в
природе, облагораживая сердце, закаляя волю.
Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и
развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее
формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю
жизнь.