Четверг, 30.01.2025, 20:24

   
           

Главная Регистрация Вход  Выход 
Сведения об организации 
День за днем
Методкабинет
Профсоюз


Я, Семушенкова Ольга Викторовна, занимаюсь проблемой экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.       


     

 Главная задача, которую я ставлю перед собой в своей работе по данному направлению – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, уметь использовать полученные знания, умения, навыки в повседневной жизни.

     Основная цель – это формирование  знаний элементарной экологической культуры, воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка.

     В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется бережное отношение к живой природе, умение видеть прекрасное вокруг себя. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

      Мы нередко детей зовем «маленькими почемучками». Почему? Они с рождения первооткрыватели, исследователи мира, который их окружает. Чтобы ответить на все интересующие их вопросы, детям нужна помощь взрослого (родителя, наставника или педагога). Развитие  личности  ребенка, его познавательные и творческие способности  помогают интегрировать такой  метод обучения в дошкольном образовании.

    Занимаясь на занятиях и в кружке, дети добиваются  высоких  результатов: они обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении конкретных тем, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие, а главное – это способствует сохранению физического и психического здоровья  детей. И все это помогает решению актуальной проблемы  при подготовке  их к успешному обучению в школе.

     Теоретической основой опыта по экологическому воспитанию дошкольников я  использую  программы и педагогические технологии:

Н.А. Рыжова «Наш дом - природа»; С.Н. Николаевой - «Юный эколог»;

Л. И. Грекова- «Азбука экологии»; Т.М.Бондаренко - «Экологические занятия с детьми дошкольного возраста»; Н.Н.Кондратьева - « МЫ» программа по экологическому образованию; А.И. Иванова - «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду».

     Работая, над проблемой экологического развития воспитанников своей группы  мною были поставлены следующие задачи:

1.   подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

2.   воспитывать желания бережно относиться к своему здоровью;

3.   показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни   

      человека;

4.   подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

5.   воспитывать, правильное  поведения в природе.

эффективно  применяю   наглядные средства 

     Методы, используемые  для реализации работы над проектом по экологии:

1.     Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

2.     Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3.     Игровые методы:

- проведение разнообразных игр:(малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

4.     Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

- педагогом разработаны перспективные планы, дидактический и наглядный материал, стенды, консультации.

     На территории ДОУ имеются уголок леса, сада, луга, огород, цветники, создана экологическая тропа, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью.

     Часто организовываем вместе с детьми  выставки – конкурсы поделок из природного материала, сделанных руками детей и их родителей: («Осенняя фантазия», «Дары природы», «Сказки осеннего леса», «Новогодняя фантазия», «Зимний букет»).

     Осенью стартует акция в защиту зимующих птиц "Подкормка”, продолжается в течение всей зимы. Перед Новым годом проходится ежегодная природоохранная акция в защиту елочек - "Зеленая елочка – живая иголочка”.

     Большое значение при ознакомлении с природой, бытом и культурой родного края имеют экологические праздники и развлечения, особенно если в них принимают участие родители. Я стараюсь знакомить детей с народными приметами, загадками, пословицами и поговорками о природе, бережным отношением к ней, знакомить с экологическими сказками и произведениями детских поэтов и писателей природоведческой литературы.

     Результативность опыта - заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировываются трудовые навыки. Дети усваивают основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Осваивают нормы поведения в природном окружении. Учатся давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогает мне наладить контакт с семьями воспитанников.     

     Ведущая педагогическая идея  опыта – это преемственность обучения между детским садом и школой.

     Возможность тиражирования - участвовала в семинаре-практикуме «Защита окружающей среды, как важный фактор экологического воспитания детей дошкольного возраста»,где выступила с докладом «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края». В октябре 2013 года мною была написана статья в газету «Ступени» - «Экспериментируют дети».

     Новизну опыта я проявляю в оригинальном построении занятий, основанном  на игровой  мотивации,  в удачно подобранных  и необычных приёмах, связанных с  ассоциативным  мышлением детей.

     Экологическое воспитание и исследовательские способности воспитанников могут, быть развиты только когда ребёнок каждый день будет открывать для себя при активном участии взрослого что-то новое, расти, исследователем чтобы каждый его шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю.

     Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь.

 

Архив
Родителям
Странички специалистов
Игротека
Полезные ссылки
Гостевая книга




      Российское образование Единое окно доступа к образовательным ресурсам     ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. ДЕТИ

МИНОБР РФ          

Р. Мордовия Г. Ковылкино
Структура сайта разработана в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации".
Сайт управляется системой uCoz