Блог воспитателя ДОО
Воспитатель Парамонова Любовь Васильевна
Тема педагогического опыта:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным миром»
Актуальность и перспективность опыта
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыши воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Родине.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных организаций в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Условия формирования опыта
В «Стратегии устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ Президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольное образование.
Экологическое образование дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения и экологической культуры личности, как части духовной культуры, формируется отношение к окружающему миру. Поэтому в последние годы проблемой экологического образования занимается большое количество дошкольных организаций, создан ряд новых программ.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Наличие теоретической базы опыта
Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно–экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию ребенка.
Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала программа C.Н. Николаевой “Юный эколог” а также основная общеобразовательная программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией: Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович
Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: - Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З.Ф. Аксёновой «Войди в природу другом»; В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; Г. П. Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»; Е.А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»; Л.М. Потапова «Детям о природе»; В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.
Экология как наука появилась ещё в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине двадцатого столетия приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.
В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Экология – наука комплексная. Существует три основных направления экологии:
– биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
– социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;
– прикладная экология, или охрана природы.
Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским учёным Б. Коммонером:
– всё связано со всем;
– всё куда-нибудь девается;
– всё что-нибудь да стоит;
– природа знает лучше.
Технология опыта
В своей группе я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников, которая ведется в соответствии с составленным мною перспективным планированием. Перед собой я поставила следующие задачи:
• сформировать у детей систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• развивать у дошкольников эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
• Воспитывать у детей желание участвовать в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
У нас в группе есть природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. В своей работе я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего я выбираю деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропе есть небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз. Если прогулка ознакомительная, то можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На прогулках можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе:
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Часто я использую художественную литературу о природе, которая глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков » Времена года», «Мир глазами детей», » Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Осенью проводим конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.
За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие- то телевизионные передачи и т. д.
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Анализ результативности опыта
Проделанная мною работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85 % имеют высокий и средний уровень усвоения программ:
• сформированы начала экологической культуры у детей;
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности
Своими результатами по теме «Экологическое воспитание дошкольников» я делюсь на педсоветах, методических объединениях воспитателей, показываю открытые занятия. Выступала с докладом на региональном научно-методическом семинаре по проблеме «Инновационные подходы к дошкольному образованию» на тему «Инновационный подход в создании развивающей среды в ДОУ»
Трудоемкость опыта
Раскрыть перед детьми красоту природы и научить видеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием экологического воспитания является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Адресность опыта
Сфера дошкольного воспитания представляет собой начальное звено непрерывного экологического образования. Именно в детстве у ребенка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Но происходит это только при следующих условиях: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой и если занятия с детьми проводятся по качественным пособиям. Предлагаемый опыт работы – это целостная система экологического воспитания детей дошкольного возраста, требующая от воспитателя вдумчивого подхода, что помогает поднять уровень экологической культуры самого педагога. Учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в экологическом воспитании детей.
Наглядные приложения
Проект "Выращивание лука "на перо" с детьми дошкольного возраста - фотоматериал
На прогулке
Мои разработки: