Современное состояние общества,
высочайшие темпы его развития, представляют все новые, более высокие требования
к человеку и его здоровью.
Современное понимание здоровья
связано не только с отсутствием у человека болезней, но и с наличием у него
полноценного развитого физического, психического и нравственного состояния,
которое позволяет жить оптимально и без ограничений.
В настоящее время одной из
приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение здоровья детей в
процессе воспитания и обучения.
Формирование здорового образа
жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. В этом деле нет мелочей. Вся
жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на
сохранение и укрепление здоровья.
Этим занимается наука валеология,
элементы которой я использую в своей практике.
Валеологическое образование и
воспитание – это составная комплексного процесса воспитания, обучения и
развития, которая направлена на достижение воспитанниками телесного, духовного
и социального здоровья и благополучия.
Наш детский сад на протяжении
многих лет ведёт работу по валеологии потому, что одним из направленного развития детей является физкультурно – оздоровительное, а так как
валеология - наука о человеке и его
здоровье, мы думаем, что эта взаимосвязь не помешает, а только расширит знания,
умения и навыки наших детей и более основательно подготовит их к обучению в
школе.
Достигнутые результаты моего
педагогического опыта не были бы положительными без профессиональной помощи,
оказываемой администрацией ДОУ.
Большая заслуга заведующей
Акимовой Н.П.. Ею было приобретено оборудование для физкультурных занятий,
закаливающих процедур и других мероприятий в физкультурно-оздоровительном
направлении.
В нашем саду имеются шведские
стенки, велотренажеры, мячи, скакалки, обручи, оборудование для игры в футбол,
баскетбол. Также приобретены люстры
Чижевского, кварцевые лампы, кондиционеры и другие предметы для закаливания.
Но залогом успешной работы в
валеологическом направлении является
хорошо составленное комплексно-тематическое планирование. В нашем ДОУ эта
работа ведется под руководством старшего
воспитателя Торопкиной Н.П.
Чтобы проводить валеологическую
работу в системе, необходимо было продумать её содержательный компонент. В
постановке задач и планирования я опиралась на содержание соответствующих
разделов программы «Детство».
Я учу детей: как заботится о
глазах, коже, как работает сердце, что такое скелет человека и т.д. Весь оббьем
знаний, полученный детьми , закрепляется в повседневной жизни. Благодаря
полученным знаниям, дети моей группы становятся уверенными в себе и своих
силах; получают представление о здоровом образе жизни; понимают важность
гигиенической и двигательной культуры; приобретают знание о здоровье и
средствах его укрепления, а также знания
о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных
ситуациях; на
занятиях я закрепляю знания детей о функционировании организма и правилах
заботы о нём.
В нашем саду разработана система
оздоровления детей. Она включает в себя:
а.
Интенсивное закаливание: проводится закаливание
носоглотки чесночным раствором, полоскание зева холодной водой, обливание ног
водой природной температурой и т.д.;
б.
Массаж и самомассаж привлекает детей к
самопрофилактике;
в.
Дыхательная гимнастика – решает задачи
укрепления мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к болезням;
г.
Фитотерапия – проводится с целью снижения
частоты хронических заболеваний и в качестве профилактики.
Благодаря
всем этим знаниям, умениям и навыкам ребёнок осознаёт собственную
индивидуальность.
Цель моей
работы по валеологии: учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться
творить своё здоровье, применяя знания и умения, полученные в детском саду в
жизни.
Народная
мудрость гласит: «Здоровье всему голова». Трудно с этим не согласится. Здоровье
– бесценный дар природы и его надо уметь сохранить.
|